8 (499) 616-57-13
ГлавнаяИнформацияИнформация Симоновской прокуратуры

Информация Симоновской прокуратуры:«После вмешательства Симоновской межрайонной прокуратуры устранены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в работе образовательного учреждения»

Симоновская межрайонная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, об образовании в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола», расположенном на поднадзорной территории.

В ходе проверки выявлены нарушения Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Так, в образовательном учреждении не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории колледжа лиц указанной категории (отсутствуют адаптированные лифты, подъемные платформы (аппарели), в помещении учреждения не обеспечено надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Проверкой установлено, что в колледже обучаются несовершеннолетние лица, которым установлена категория «ребенок-инвалид», а также совершеннолетние с различными группами инвалидности, в личных делах которых отсутствуют копии индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В связи с выявленными нарушениями Симоновский межрайонный прокурор внес в адрес руководителя учреждения представление об их устранении, в отношении юридического и должностного лица прокурор возбудил дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 (уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (объекта образования и предоставляемых услуг в сфере образования)) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями мирового судьи виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

После вмешательства прокуратуры нарушения частично устранены, составлен паспорт доступности объекта и индивидуальные программы реабилитации.

СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «В каком случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы?»

      Ответ прокурора: «В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Таким образом, работодатель может быть привлечен к административной ответственности либо в случае невыплаты свыше полмесяца заработной платы действующему работнику, либо в случае невыплаты заработной платы или иных выплат в день увольнения или на следующий день после увольнения.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В силу ч. 3 указанной статьи деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Согласно примечаний к указанной статьей под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Таким образом, в каждом случае привлечения к административной ответственности учитывается срок, за который не выплачена заработная плата».

СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «В каких случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?»

         Ответ прокурора: «Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 Трудового кодекса Российской Федерации, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Так, часть 3 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), часть 4 ст. 5.27 КоАП РФ – за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, часть 6 ст. 5.27 КоАП РФ – за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Статья 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, кроме перечисленных.

Например, указанная ответственность может наступить в случаях несвоевременной выдачи трудовой книжки после увольнения, необоснованный отказ в предоставлении очередного отпуска, нарушениях при переводе работника на другую должность и так далее».

СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «Работодатель не заключил со мной трудовой договор. Какая ответственность ему грозит?»

     Ответ прокурора: «Согласно ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Таким образом, работодатель может быть привлечен к административной ответственности не только в случае не заключения трудового договора путем уклонения от его заключения, но также в случае заключения вместо трудового договора гражданско-правового договора и за ненадлежащее оформление трудового договора.

Так, согласно ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по

этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

В соответствии со ст. 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами».

СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «В какой срок с момента учреждения организации работодатель должен провести специальную оценку труда?»

        Ответ прокурора: «Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном данным Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 17 указанного Федерального закона внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Таким образом, работодатель должен провести специальную оценку рабочих мест в течение двенадцати месяцев с момента учреждения организации».

Еще статьи...

  1. СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «Если работодатель при приеме на работу четырех несовершеннолетних в возрасте шестнадцати лет не организовал проведение обязательных предварительных (при по
  2. СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «Может ли руководитель образовательной организации, являющейся государственным бюджетным учреждением, быть привлечен к административной ответственности за н
  3. СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «В течение какого срока гражданин может быть привлечен к административной ответственности за нанесение побоев?»
  4. СИМОНОВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР Г. МОСКВЫ ЦАБРИЯ ДАВИД ТАМАЗОВИЧ РАЗЪЯСНЯЕТ Вопрос гражданина: «В течение какого срока организация и ее руководитель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ?»