8 (499) 616-57-13
ГлавнаяИнформацияИнформация прокуратуры округа

Информация прокуратуры округа: об ответственности должностных лиц за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

     11 июля 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот Федеральный закон вступил в силу с 24 июля 2011 г. и дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ новой нормой следующего содержания:
«Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
    Приведенная новелла административного законодательства эффективно применяется для обеспечения реальной реализации прав граждан на оказание любых видов положенных им государственных услуг.
      Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с порядком рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. Состав данного административного правонарушения не распространяется на общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления гражданам информации в любой сфере общественной жизни (ст.5.39).
     Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет нарушение установленного действующим российским законодательством порядка рассмотрения обращений граждан публичными должностными лицами.
    Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона такого деликта будет иметь место вне зависимости от наличия либо отсутствия вредных для потерпевшего последствий.
   Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено: в форме действия (например, должностное лицо требует от гражданина заявителя приложения к его заявлению документов, которые не предусмотрены перечнем, утвержденным в установленном законом порядке) и в форме бездействия (например, должностное лицо, обязанное запросить в другом государственном органе (учреждении) определенные документы, не оформляет и не отсылает соответствующего запроса, т. е. бездействует).
    Потерпевшим будет гражданин, который подал должностному лицу (или в государственный орган, орган местного самоуправления) заявление, рассмотренное с нарушением установленного законом порядка (в том числе не рассмотренное вовсе).
    Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, окончено в момент нарушения должностным лицом хотя бы одного правила из порядка рассмотрения обращения гражданина, предусмотренного действующим законодательством, а именно Федеральным Законом Российской Федерации №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
      Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Следовательно, заявление о привлечении конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать на имя соответствующего прокурора.
       Санкция ст. 5.59 КоАП РФ по своему содержанию относительно определенная и предусматривает единственный вид административного наказания, который может быть применен к правонарушителю: денежный штраф, нижняя граница размера которого определена законодателем в 5000 руб., а верхняя – в 10 000 руб.
       Рассматриваются административные дела, возбужденные по ст. 5.59 КоАП РФ, судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает действенный антикоррупционный механизм. Теперь каждый гражданин, заявление которого не рассмотрено либо рассмотрено (рассматривается) с нарушением действующего законодательства, вправе воздействовать на нерадивого чиновника через судебно-прокурорский тандем посредством привлечения его к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ и наложения административного наказания, размер которого довольно ощутим для среднего российского государственного или муниципального служащего.

Старший помощник прокурора округа             И.В.Попова

Информация прокуратуры округа: Прокурор разъясняет об изменениях действующего законодательства №99-ФЗ

         В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года (за исключением отдельных положений) Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
        Таким образом, в случае изменения наименования юридического лица, в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ, переоформление лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами, не требуется.

Старший помощник прокурора ЮАО
города Москвы                                            Рожков Р.И.

Информация прокуратуры округа: об изменениях действующего законодательства

     Федеральным законом от 14.10.2014 №307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательные акты РФ приведены в соответствие с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
      Изменения внесены, в частности, в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Законы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О закрытом административно-территориальном образовании», федеральные законы «О мелиорации земель», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об уничтожении химического оружия», «О полиции», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и во многие другие законодательные акты.
      Основным содержанием поправок является уточнение контрольных и надзорных полномочий ряда государственных органов, в том числе органов исполнительной власти субъектов РФ, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях.
        Кроме того, установлена возможность осуществления уполномоченными лицами видеозаписи вместо присутствия понятых при применении отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, при досмотре транспортного средства.
        Также упразднена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как запрещение эксплуатации транспортного средства.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений.

          Ст. помощник прокурора ЮАО 

          города Москвы                               Рожков Р.И.

Информация прокуратуры округа: «Прокурору предоставлены дополнительные полномочия по защите нарушенных прав граждан»

    Для большинства наших граждан прокуратура ассоциируется исключительно с уголовным процессом, и далеко не всем известно, что прокуратура наделена рядом полномочий в области гражданского судопроизводства, а ведь именно эти полномочия позволяют прокурору защищать интересы граждан.
    Обращения в суд с заявлением (иском) является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).
     Уважаемые граждане, сообщаем Вам, что 05.04.2009 был принят Федеральный закон № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации », в котором прокурору предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан.
    В соответствии с предыдущей редакцией Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имел право обращаться в суд с исками в защиту интересов и законных прав только тех граждан, которые по объективным, уважительным причинам лишены возможности самостоятельно обратиться за судебной защитой.
   Так к уважительным причинам, лишающих граждан возможности самостоятельно предъявить исковое заявление, относятся состояние здоровья (инвалидность, медицинское заключение), возраст (несовершеннолетние), недееспособность и др.
    Поскольку законом не установлено объективных критериев оценки указанных уважительных причин, право такой оценки предоставлено суду. В каждом конкретном случае обращения прокурора с заявлением в защиту гражданина суд решает, исходя из представленных доказательств, мог ли гражданин обратиться в суд самостоятельно или нет.
    В связи с принятыми изменениями в ст. 45 ГПК указанное выше ограничение по обращению прокурора в суд в интересах граждан не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:
• трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
• защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
• социальной защиты, включая социальное обеспечение;
• обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
• охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
• обеспечения права на благоприятную окружающую среду;
• образования;
       Таким образом, законодатель определил исключение из общего правила, расширил полномочия прокурора, защитив права и законные интересы граждан.
Основанием для предъявления заявления в суд, по прежнему, является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
      Обращение должно быть письменным, в нем должна быть последовательно изложена суть сложившейся проблемы. К обращению необходимо приложить все имеющиеся в Вашем распоряжении документы, подтверждающие факты, на которые Вы ссылаетесь. Кроме того, в обращении необходимо указывать Ваши контактные данные, в целях наиболее оперативного рассмотрения обращения.
   Обращаем особое внимание, что предъявление заявления (иска) в Ваших интересах является правом прокурора, решение о котором прокурор принимает после рассмотрения обращения по существу.
     Полагаем, что эта статья поможет Вам при решении вопроса о восстановлении нарушенных или оспариваемых законных прав и свобод и поможет взглянуть на органы прокуратуры несколько с иной стороны – в том числе как на защитника прав в гражданском судопроизводстве.

                Прокурор административного округа         И.Н.Кукса

Информация прокуратуры округа: о запрете на размещение отходов производства

      С 1 августа 2014 года действует запрет на размещение отходов производства и потребления на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
     Даны разъяснения по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Реестр включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством.
     Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
    Масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе на размещение отходов. Таким образом, не предусмотрено учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
   В случае выявления территориальными органами Росприднадзора факта размещения отходов, не внесенном в Реестр, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям применяется административная ответственность, установленная ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Старший помощник прокурора округа           Ф.В.Сметанин