В соответствии со ст. 97 УПК РФ установлено, что дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В соответствии со ст. домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля, установлено
С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.
Так, подозреваемый или обвиняемый, находясь под домашним арестом, в полной мере или частично изолируется от общества в жилом помещении, в котором он зарегистрирован либо проживает в качестве нанимателя и на прочих легитимных основаниях, определяется круг лиц, с которыми он может общаться. Ограничения или запреты покидать определенные судом помещения либо общаться с кругом лиц как лично, так и при использовании различных средств связи, вводятся с целью обеспечения контроля за подозреваемым (обвиняемым), надлежащего поведения и предупреждения возможного совершения им правонарушения. В случаях необходимости проведения лечения суд может рассматривать и определять местом содержания в качестве домашнего ареста лечебные учреждения.
Ограничивая свободу передвижения, правосудие имеет возможность наложить запрет подозреваемому (обвиняемому) в определенное время или постоянно покидать жилое помещение, территорию дачи, больницы и др., а также посещать место проживания потерпевших, соучастников, свидетелей, территорию работы, какие-либо районы. А, к примеру, подписка о невыезде не способна оказать воспитательного воздействия на подозреваемого (обвиняемого) потому, что имеется возможность вести полноценную и разностороннюю деятельность, а по разрешению следователя даже выезжать за пределы указанного в подписке места пребывания.
Сравнивая домашний арест и заключение под стражу, надлежит отметить, что подозреваемый (обвиняемый), помещенный под домашний арест, не подвергается принудительному помещению в специализированные
помещения закрытого типа, содержание под стражей при домашнем аресте отсутствует, а предусмотрено его пребывание по месту постоянного проживания (или временного, но легитимного) в условиях ограничения передвижения и обязательно при определенном режиме контроля. По действующей практике правосудия не запрещается его нахождение вместе с проживающими с ним лицами, т.е. от них он не изолируется. Находящийся под домашним арестом имеет ряд ограничений и запретов, в том числе ограничение свободы общения, и на основании ст. 107 УПК РФ возможны запреты трех видов, в зависимости от способа общения, а именно: запрет на устное общение с определенными лицами, запрет письменного общения через услуги почты и пользование отдельными услугами связи (Интернет, радио и др.), а также запрет на общение при использовании различных средств связи, где устанавливается круг лиц, попадающих под запрещение или разрешение для ведения всякого рода переговоров.
Осуществление контроля за исполнением этой меры пресечения, согласно законодательству Российской Федерации, поручено уголовно-исполнительным инспекциям ФСИН России (далее - УИИ).
Для обеспечения надлежащего дистанционного надзора и без применения изоляции осужденного от общества, осуществления контроля за исполнением им условий меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением предписанных судом запретов и ограничений, для проверки местонахождения в установленном месте с использованием сигналов GPS/ГЛОНАСС и предупреждения возможных рецидивов инспекторы используют систему электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Использование системы дает положительные результаты, и ежегодно расширяется область ее действия по осуществлению контроля за соблюдением установленных условий отбывания осужденными к ограничению свободы наказания.
Домашний арест на сегодняшний день является наиболее адекватной альтернативой тюремному заключению, так как имеет способность осуществить главную функцию лишения свободы - изоляцию от общества лица, совершившего противоправное деяние. Преимущество этой меры перед другими заключается в возможности без фактического лишения свободы решать практически те же задачи. Тем самым достигаются два позитивных эффекта: избежание десоциализации подконтрольного лица и существенная экономия средств.
Таким образом, применение домашнего ареста позволяет не только экономить денежные средства и иные ресурсы, но и использовать многоуровневую систему воздействия на правонарушителя, а также варьировать наказание в зависимости от степени тяжести совершенного деяния.