В статье 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), очерчен круг лиц, которым предоставлено право обжалования. Это право предоставлено участникам уголовного судопроизводства, к которым могут относиться: потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители, подозреваемый или обвиняемый, их законные представители, защитники. Формально не являющимися участниками уголовно-процессуальной деятельности, иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями. Ими могут быть, например, поручитель (статья 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106 УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148 УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки.
Рассматривая вопросы реализации права обжалования, в уголовном судопроизводстве, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу. Указав, что обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.
Иными словами, отсутствие соответствующего постановления, вынесенного например, в рамках расследования уголовного дела (о признании потерпевшим или гражданским истцом, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого и.т.п.) не является безусловным основанием считать лицо, обратившееся с жалобой на действия лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, не субъектом обжалования.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два процессуальных порядка обжалования: внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы прокурором или руководителем следственного органа и судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в суде.
Во внесудебном порядке жалобы на действия (бездействия) и решения субъектов уголовной юрисдикции подлежат рассмотрению прокурором или руководителем следственного органа.
Прокурор является должностным лицом, в функции которого входит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Таким образом, прокурору могут быть обжалованы любые действия
(бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа.
В свою очередь руководитель следственного органа является должностным лицом, в полномочия которого, в том числе входит ведомственный контроль за законностью и обоснованностью предварительного следствия. Поэтому ему могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя или руководителя нижестоящего следственного органа.
Решение по жалобе прокурор или руководитель следственного органа могут принять лишь в рамках своих процессуальных полномочий, предусмотренных соответственно ст. 37 и 29 УПК РФ, также другими статьями этого Кодекса.
Например, прокурор, по результатам рассмотрения жалобы вправе принять решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела, об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Судебный порядок обжалования в уголовном судопроизводстве обусловлен положениями Конституции Российской Федерации, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).
По результатам рассмотрения жалобы суд принимает следующие решения об оставлении жалобы без удовлетворения; о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение. При этом особо следует отметить, что суд не является органом уголовного преследования и соответственно лишен процессуальной возможности самостоятельно отменить или изменить незаконное или необоснованное действие или решение стороны обвинения. В его полномочия входит только признание таких действий или решений не соответствующими закону и указание на исправление допущенных нарушений.
Например, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, которое направляет для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания, и уведомляет об этом заявителя, в соответствии с положениями ч. 7 ст. 148 УПК РФ. При этом, без устранения нарушений закона, на которые указал суд, соответствующий орган предварительного следствия, дознания или должностное лицо не вправе повторно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки, а обязаны после устранения выявленных нарушений вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение.
Обжаловать решение прокурора или руководителя следственного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, можно вышестоящему прокурору или вышестоящему руководителю следственного органа, в том числе и в суд.