Лучшие образцы архитектурной керамики из собрания музея-заповедника «Коломенское»
25 января в Коломенском открывается выставка «Московский изразец», которая познакомит с ключевыми этапами развития изразцового искусства в России. Экспозиция включает разделы, посвященные конструкции и структуре, технике и темам росписи архитектурной керамики. Центральным экспонатом станет камин «Микула Селянинович и Вольга» работы Михаила Врубеля из собрания музея-заповедника. Место проведения выставки – Дворец царя Алексея Михайловича – выбрано не случайно: реконструированные изразцовые печи XVII века являются одними из доминирующих объектов в интерьерах десяти покоев, где они установлены.
Уникальная коллекция изразцов в Коломенском насчитывает около 16 тысяч предметов и дает возможность проследить историю развития строительной керамики от ее истоков – плит ХV века – до изделий советского периода.
Изразец – керамическая плитка для облицовки печей и зданий. Известно, что развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе определила именно Москва. География распространения изразцов в XVII веке практически совпала с картой российского государства того времени. Причины этого – в организационных и финансовых возможностях столицы, где в основном располагались самые крупные керамические мастерские, в открытом доступе к новым технологиям, в знании европейских вкусов и в формировании «моды». Поэтому, хотя изразцы были широко востребованы провинцией, они продолжали оставаться явлением именно московской культуры.
Наиболее обширный раздел выставки «Московский изразец» посвящен керамическим изделиям XVII века. Этот период по праву считается расцветом русского изразца. В это время яркая, многоцветная архитектурная керамика украшала церкви и колокольни, а также печи, которые являлись важной частью русского интерьера. Среди прочего в экспозиции представлены изразцы, использовавшиеся в декоре московских, ныне утраченных, церквей Николая Чудотворца Явленного и Николая Чудотворца в Столпах. А также керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна, выполненное мастером Степаном Ивановым (Полубесом) для храма Святых отцов семи Вселенских соборов, расположенном на территории Данилова монастыря в Москве.
XVIII век представлен печными расписными изразцами, производство которых в России было налажено по приказу царя Петра I. Сюжетные росписи на изразцах того времени представляют различные стороны жизни русского общества. В собрании музея-заповедника хранятся около тысячи подобных изразцов. Рассматривая их можно представить, как выглядели подобные «печки-книжки», которые можно было читать, «пролистывая» один ряд («страницу») изразцов за другим.
XIX век – это время зарождения и расцвета фабричного производства. Изразцовые печи перестали быть редкостью не только для городских, но и для зажиточных крестьянских домов. На знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах наряду с посудой производились и изразцы. На выставке можно
увидеть керамическое панно с растительными мотивами, изготовленное на заводах товарищества М.С. Кузнецова.
В конце XIX – начале XX века к «искусству глины» обратились лучшие русские художники-живописцы, создавшие в этом материале изделия, сочетающие новые приемы с традициями прошлого. Михаил Врубель (1856-1910) был одним из первых художников-станковистов, серьезно занявшихся керамикой. Майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», созданный художником в 1898 году, станет центральным экспонатом выставки. Яркий пример дизайна эпохи модерна состоит из 150 с лишним изразцов самой разной формы. Он был выполнен в гончарной мастерской «Абрамцево», которая находилась в Москве, на Нижней Масловке. Камин поступил в собрание Коломенского из Музея керамики, куда его передали из Государственного музейного фонда, а туда он попал во время национализации собственности московского юриста Ивана Алябьева (1874-1955).
Советский период в экспозиции представлен работами скульптора и керамиста Давида Ципировича (1885-1945). Он внес важнейший вклад в развитие архитектурной и художественной керамики, способствовал возрождению майоликовой росписи. Проектировал архитектурные детали из керамики для Московского метрополитена. В экспозиции будут представлены его плитки с портретами Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького и Льва Толстого 1920-30-х гг.
Перед открытием выставки вы можете познакомиться с некоторыми экспонатами на виртуальной экспозиции «Московский изразец».
25 января – 15 мая 2022 г. Вт-Вс: 10:00–18:00, понедельник выходной. Подклет дворца царя Алексея Михайловича Проспект Андропова, д. 39, стр. 69, метро Каширская
Пресс-служба МГОМЗ «Коломенское – Измайлово» Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., +7 (499) 615-51-96