В соответствии с частью 1 стать 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Согласно статье 90 Конституции Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории нашей страны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы. Он направлен на обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; активизацию антикоррупционного просвещения граждан.
Документ содержит поручения конкретным органам власти, в том числе Правительству Российской Федерации, руководителю Администрации Президента Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач. Так, например, Правительству Российской Федерации поручено:
Согласно статье 90 Конституции Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории нашей страны.
Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы. Он направлен на обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; активизацию антикоррупционного просвещения граждан.
Документ содержит поручения конкретным органам власти, в том числе Правительству Российской Федерации, руководителю Администрации Президента Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач. Так, например, Правительству Российской Федерации поручено:
-проанализировать коррупционные риски в сфере ЖКХ, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов, и обеспечить внедрение комплекса мер по снижению уровня коррупции в них;
-рассмотреть вопросы о наделении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля правом выносить предписания о приостановке госзакупок до устранения выявленных нарушений, а также о наделении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанностью информировать правоохранительные и иные госорганы о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, о признаках таких случаев либо о риске их возникновения;
-разработать проект нормативного правового акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия которых обжалуются.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ предписано активизировать работу по формированию у служащих и работников отрицательного отношения к коррупции, каждый установленный факт коррупции предавать гласности; проводить мероприятия по формированию у служащих и работников негативного отношения к дарению этим служащим и работникам подарков в связи с их должностным положением; разработать и осуществить комплекс мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Министерству юстиции РФ поручено обеспечить принятие Федеральной службой судебных приставов дополнительных мер по повышению эффективности работы по исполнению приговоров и постановлений судов о назначении наказания в виде штрафа по делам о коррупционных преступлениях и административных правонарушениях.
Верховному Суду Российской Федерации рекомендовано создать подразделение, координирующее реализацию мероприятий по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов.
Кроме того, в Плане противодействия коррупции отдельно прописаны меры по противодействию коррупции в сфере ЖКХ, а также в сфере высшего и профессионального образования. Так, в 2014 году запланировано проведение в системе ЖКХ комплекса просветительских и воспитательных мероприятий по разъяснению ответственности за коррупционные преступления, а в учреждениях профессионального и высшего образования – разъяснению законодательства за взяточничество и посредничество во взяточничестве.
Помимо этого, данным Указом от 11.04.2014 №226 внесены изменения в Указ от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В частности, в обязанности должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений включено проведение анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ предписано активизировать работу по формированию у служащих и работников отрицательного отношения к коррупции, каждый установленный факт коррупции предавать гласности; проводить мероприятия по формированию у служащих и работников негативного отношения к дарению этим служащим и работникам подарков в связи с их должностным положением; разработать и осуществить комплекс мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Министерству юстиции РФ поручено обеспечить принятие Федеральной службой судебных приставов дополнительных мер по повышению эффективности работы по исполнению приговоров и постановлений судов о назначении наказания в виде штрафа по делам о коррупционных преступлениях и административных правонарушениях.
Верховному Суду Российской Федерации рекомендовано создать подразделение, координирующее реализацию мероприятий по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов.
Кроме того, в Плане противодействия коррупции отдельно прописаны меры по противодействию коррупции в сфере ЖКХ, а также в сфере высшего и профессионального образования. Так, в 2014 году запланировано проведение в системе ЖКХ комплекса просветительских и воспитательных мероприятий по разъяснению ответственности за коррупционные преступления, а в учреждениях профессионального и высшего образования – разъяснению законодательства за взяточничество и посредничество во взяточничестве.
Помимо этого, данным Указом от 11.04.2014 №226 внесены изменения в Указ от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В частности, в обязанности должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений включено проведение анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Старший помощник прокурора округа Матяш А.П.